Существует множество жанров фотографии: портретная, свадебная, семейная, детская. Жанры без участия людей или репортажи мы не будем упоминать. Дети довольно часто присутствуют на съемках, ведь портретная съемка может быть детской, семейная — в большинстве случаев подразумевает участие детей, на свадьбах так или иначе мы всегда видим детей. Однако на таких съемках акцент все же не на детях. Давайте рассмотрим конкретно пример, когда в кадре у нас ребенок и родители хотят получить кадры ребенка.
Коммуникация с ребенком
Я снимала много семейных историй, но я не была детским фотографом. Самый важный навык в детской фотографии — это навык коммуникации с ребенком. Можно сколько угодно учиться фотографии и обработке, но если вы не умеете общаться с ребенком, то ничего хорошего не выйдет. Это скорее всего будут больше репортажные кадры, ведь именно поэтому так распространен жанр репортажа в семейных историях. Фотограф почти не взаимодействует с малышом, а только ловит. Конечно, поймать красивый кадр тоже надо уметь, но тут скорее воля случая, чем результат конкретных действий. Иногда к нам в студию приходят разные фотографы и я, конечно, наблюдаю как они работают. Кто-то взаимодействует с малышом, а кто-то взаимодействует больше с родителями.
В последнем случае мы скорее всего получим репортажные кадры как бы «со стороны». Если же мы хотим получить взгляд в камеру, да еще и улыбку — тут без прямого контакта не обойтись.
Золотое правило
Если вы только начинаете свой путь в детской фотографии, то важно запомнить одно золотое правило: относитесь к ребенку как к взрослому. Вспомните свои взрослые фотосессии. Вы же знакомитесь, общаетесь с моделью, разговариваете с ней в процессе съемки. Представьте, если бы вы молчали? В детской фотосессии все тоже самое. Познакомьтесь с ребенком, разговаривайте с ним во время съемки, показывайте кадры, которые получаются. Скажу по секрету, малыши обожают на себя смотреть. То есть представляем, что мы работает со взрослым человеком.
Особенности детской фотосессии
Конечно, работа детского фотографа — это сложное занятие. Из всех прочих жанров, сложнее всего мне было именно с детьми. Я рекомендую почитать книги на темы основы коммуникации с малышом, как располагать к себе, как привлекать внимание, как себя вести в конфликтной ситуации. Самая главная особенность съемки в том — что решение о фотосессии принимал не малыш. Ему вообще это не надо. Его привели, разодели, посадили куда-то, а он хочет играть. Развивайте эмпатию. Поставьте себя на место этого малыша. Вас привели куда-то, ничего не объяснили, и хотят чтобы вы что-то сделали. Вот развитие эмпатии — это второе золотое правило. Смотрите на ситуацию глазами ребенка. Если вы родитель, я также рекомендую использовать это правило и не требовать от малышей невозможного.
В нашей детской фотостудии я всегда провожу работу с родителями, которые приходят с большими ожиданиями и требованиями к поведению малыша. Особенно я не люблю примеры фотографий, которые нам нужно повторить.
Я очень люблю в детской съемке, чтобы не было перегруженности информации и больших ожиданий. Здесь всегда возникают сложности. Процесс фотосессии должен быть простым, атмосфера легкой и непринужденной. В конце-концов всегда можно прийти на фотосессию еще раз.